Все новости
Общество
11 Августа 2020, 12:49

В сети вспомнили борьбу олигархических групп за башкирскую соду

Жители Башкирии в социальных сетях вспомнили историю борьбы за разработку известняковых месторождений.

Фото автора.
Фото автора.
Жители Башкирии в социальных сетях вспомнили историю борьбы за разработку известняковых месторождений в нашей республике. Спор, связанный с этим природным ресурсом, случился между двумя олигархическими группами.
Так, член Общественной палаты РФ Ростислав Мурзагулов разместил на своей страничке интереснейший архивный материал, в котором экс-глава республики Рустэм Хамитов объявляет о строительстве альтернативного действующему в Стерлитамаке производства соды. В информации сообщается, что бизнесмены Иосиф Рутман и Дамир Мугинов по предложению Рустэма Хамитова хотели построить содовый завод на Гумеровском месторождении в Ишимбайском районе. Для этого они обзавелись там участком и получили лицензию на разработку известняка. Между тем, сырьё на действующем в Стерлитамаке производстве соды (БСК) заканчивается в ближайшие годы и завод, бенефициарами которого через АО «Башкирская химия» и кипрский офшор «Модисанна Лимитед» являются Виктор Исламов, Альберт Харисов, Сергей Черников, Дмитрий Пяткин, мог бы закрыться.
Ростислав Мурзагулов подводит своих подписчиков к мысли о том, что те протесты, которые происходят сейчас у подножья горы Куштау возле Стерлитамака (которая станет основным источником сырья для БСК после того, как оно закончится на уже разрабатываемом Шахтау), не более, чем спор между двумя олигархами. То есть, «противники» в этой ситуации либо как-то замотивированы спорящими сторонами, либо используются ими, что называется, «втёмную».
Действительно, по данным специалистов, проект по созданию нового производства на Гумеровском месторождении прорабатывался. Но начало производства затянулось бы на годы, в течение которых бюджет Стерлитамака и Башкирии недополучали бы около десяти миллиардов (в такую сумму оцениваются дивиденды, налоги, благотворительная помощь БСК), что привело бы, по сути, к банкротству не только города, но и окрестных районов, а также к уничтожению красивейшей природной достопримечательности.
Точку в этом споре поставил действующий Глава республики Радий Хабиров, который с самого начала своего руководства заявил, что разрабатывать следует Куштау. БСК оформила разрешения на разработку этого шихана, хотя изначально рассчитывала получить более подходящий по химическому составу Торатау. В итоге это решение стало компромиссным.
В материалах прошедших лет в подробностях рассказывается о том, как Хамитов чуть не отдал в разработку красивейшее Гумеровское ущелье, вступив в конфронтацию с БСК.
«Глава Башкирии Рустэм Хамитов вступил в активную фазу противостояния с «Башкирской содовой компанией». «Сода» теперь намерена разработать гору Торатау, защищать которую взялись неравнодушные жители республики. Поддержал активистов и Рустэм Хамитов. Возникает дилемма: с одной стороны, сохранение природного памятника, своего рода священного места для башкир, с другой стороны, спасение промышленного гиганта, практически единственного в стране производителя соды, плюс тысячи рабочих мест. В конфликт вовлекались не только известные политтехнологи, но и федеральные министры. В условиях немалого политического и информационного давления на главу региона опять поползли слухи о его отставке. Дабы вырулить ситуацию, Рустэм Закиевич вновь предложил пустить в разработку Гумеровское месторождение. И палочкой-выручалочкой в этом деле должна стать компания «Тау-нефтехим», которую связывают партнерские отношения с татарстанскими элитами», — отмечается в материалах 2018 года.
Сообщаются и детали исследования Гумеровского месторождения с 2012 года. В частности, была создана компания ООО «Ишимбайский известняк», которую учредили частные лица. Фирма получила права на разведку и разработку Гумеровского месторождения. В 2015 году в ущелье активизировались различные работы по вырубке, пробам известняка и так далее. Запасы чистого известняка на Гумеровском участке были оценены в 4,58 миллиона тонн, а категории С2 — 52 миллиона тонн. После получения такой оценки Роснедр, «Региональный фонд» вышел из проекта. А контрольный пакет «Ишимбайского известняка» с конца 2017 года перешел компании ООО «Недвижимость» стерлитамакского бизнесмена Иосифа Рутмана. Эта компания заявила, что гумеровский известняк послужит сырьем для нового производства соды. В Башкирии за это заявление ухватились как за панацею: не нужно разрабатывать гору и при этом можно избежать обвинений в закрытии стратегического производства (ведь взамен БСК появится другое).
Также в материалах раскрывается сфера интересов Иосифа Рутмана: нефтехимия, торговля. Но главный актив предпринимателя — компания «Тау-нефтехим», под управлением которой находятся два крупных химических производства в Стерлитамаке: нефтехимический завод (СНХЗ) и «Синтез-Каучук». «Тау-нефтехимом» Рутман владеет в равных долях с бизнесменом из Уфы Дамиром Мугиновым. Оборот предприятия в 2017 году превысил 20 миллиардов рублей.
Далее последовали уголовные дела против бизнесменов Иосифа Рутмана и Дамира Мугинова. Рутман был объявлен в федеральный розыск, но скрылся. Мугинов избежал уголовного преследования, судья Октябрьского районного суда города Уфы Тимур Багаутдинов в одном заседании отменил постановление о возбуждении уголовного дела в его отношении.
В июне 2018 года Рустэм Хамитов сообщил, что будет выходить в правительство России с просьбой поддержать создание нового завода в Ишимбайском районе республики. Спустя буквально месяц китайская компания TCC Group предоставила обоснование для инвесткомпании «Таурус», связанной с «ТАУ», для строительства нового содового предприятия. Таким образом, судьба ущелья, похоже, предрешена, делает вывод издание в 2018 году. Но этот вывод оказался преждевременным.
Автор:Полетаева Марина
Читайте нас: